МУ "Кузнецкий театр-студия"
(ул. Кирова,155, тел. 3-03-76)
Александр
Калашников покидает "БУМ"
Московские актеры готовы ирать в его спектаклях бесрлатно, но режиссер-легенда
прощается с театром.
Поверить в это трудно почти невозможно, но многие годы своей известности
Калашников приучил всех верить его словам, как бы фантастично они
ни звучали.
В 80-х о созданном им в провинциальном Кузнецке театре "БУМ"
писали практически все центральные издания. Театральная Ценза по
три часа тряслась в электричках и автобусах, чтобы попасть на его
очередную премьеру. Опоздавшие платили бешеные деньги и мчались
за 150 километров на такси. Не увидеть нового бумовского спектакля
почиталось дурным тоном. В 90-х он поразил театральный мир своими
невероятными проектами: театром на воде, театром на мустангах и
театром в огне. Знаменитые фестивали "Бумбарамбия" собирали
в маленький Кузнецк известнейшие коллективы России, ближнего и дальнего
зарубежья. Все эти годы им восхищались и его ненавидели, перед ним
преклонялись и обливали грязью, его называли гением я сумасшедшим.
Он многие годы был одной из визитных карточек области, но никогда
не был особо любим властями. Единственное, в чем сходились все -
и друзья, и враги - Калашников
- это Личность.
В минувшие выходные "БУМ" открыл свой 27 сезон гоголевской
"Женитьбой", а сразу. После спектакля Калашников сделал
сенсационное заявление.
- "Женитьба" - прощание Калашникова с любительским театром.
За 26 лет мы многое сделали, выросли мои актеры, все эти годы бывшие
рядом. Грустна с ними прощаться, но у них дом, семьи, дети, бизнес.
Престо жизнь. Многое успели, многое пережили. Силы на исходе. И
"Женитьба" - это лебединая песня нашего "БУМа".
Химеры будущего
Предельно бережно обойдясь с хрестоматийным гоголевским текстом,
Калашников, тем не менее, сумел поставить спектакль с абсолютно
сумасшедшей динамикой. Доставил в помощь актерам куклу, насытил
действо движением, вокалом, танцами. Ритм настолько невероятный,
что порой не выдерживала даже техника.
После спектакля в кулуарах много говорили о мейерхольдовском решении
постановки. Мейерхольд, творя на сцене, играл не только актерами
к зрителями, он играл уже с силами какими-то потусторонними, мистическими.
Спектакль Калашникова - это примерно та же история. И именно отсюда
непонятно из чего и как возникающие странные .предощущения, а порой
гоголевский ужас перед чем-то потаенным, только ему видимым. Какая
уж комедия, когда смутными тенями возникают химеры то ли гоголевского
прошлого, то ли неопределенного, самим Калашниковым только предчувствуемого
жутковатого будущего. Спрятаться хочется. Но замираешь в немом не
то восторге, не то ужасе, как несчастный Хома под взглядом Вия.
"Женитьба" Гоголя в прочтении кузнецкого режиссера - это
не вчера, это абсолютное сегодня, уже заглядывающее любопытным взором
в завтра, тревожащее своей неотвратимостью. Не здесь ли причина
решения Калашникова оставить режиссуру? Просто дальше уже страшно.
Нельзя.
Специально приехавший в Кузнецк актер пензенского театра драмы,
заслуженный артист России Николай Шевкуненко аплодировал вышедшим
на поклон "6умовцам" стоя.
- То, что я сегодня увидел, превзошло все ожидания. Это синтез мейерхольдовского
воспитания, где биомеханика перешла во внутренние отношения. Именно
этого, к сожалению, не хватает сегодня многим профессиональным актерам.
Фабрика личностей
Роль Подколесина в "Женитьбе" сыграл москвич Михаил Решетников,
поразивший не только актерской игрой, но и великолепно поставленным
вокалом. Любители кино помнят его по главной роли в российском фильме
"Прощай, оружие" и роли беспризорника, в "Ближнем
круге" Андрея Кончановского. Поколению "До 16 и Чуть старше"
он известен как один из участников второй "Фабрики звезд".
Московские театралы знают Решетникова как актера "Класс-центра"
Сергея Казарновского.
- Миша, а здесь-то вы как оказались?
- Я знаю Калашникова с 1994 год когда приезжал "Бумбарамбия"
с "Класс-центром". За всей его внещней эпатажностью скрывается
на самом деле очень добрый человек и реально талантливый режиссер,
умеющий раскрепостить артиста. Несмотря на то, что я закончил ГИТИС,
именно Калашников открыл во мне актера.
С "Фабрикой Михаил расстался без сожаления, поскольку "она
полностью изничтожает личность". Сейчас записывает сольный
альбом. Имеет в Москве свой бизнес. Кузнецк приезжает за свой счет.
Только для того, чтобы сыграть в "Женитьбе".
- Живя в Москве очень устаешь. Хочется простого общения, когда на
тебя смотрят, как на человека, а не как на, партнера по бизнесу
или объект, из которого можно выкачивать деньги. Здесь же дают проявить
именно себя. За двадцать шесть лет в "БУМе" Калашников
помог проявить себя, стать личностью сотням кузнецких ребятишек.
Это благодаря ему они пришли не в подворотни, не к наркотикам, а
в Театр. И уже только за это Калашникову можно ставить в Кузнецке
прижизненный памятник.
Прыжок в окно
С уходом Калашникова детский театр в Кузнецке не прекратится. Театрапьные
студии, которые возглавляют его ученики, по-прежнему будут работать.
Но это будет уже иная история. Себе же Калашников назначил другую
стезю.
- Ректоратом Российской академии театрального искусства принято
решение о создании на базе "БУМа" сперимемталъного курса
актеров уличных театров. Продюсеров этого проекта буду я. Надеюсь,
что, окончив этот курс, ребята получат в свое, распоряжение уже
готовый "Театроград". Закончить его строительство - цель
- моей жизни, и сейчас я полностью сосредоточусь на этом. Пока мы
частично построили здание театра, но это сотая часть того, что необходимо.
Уличному театру важен ландшафт. И мы сделаем озеро с островом, водопад,
каналы, пещеры, фрагменты руин римской и вавилонской цивилизации,
Это будет парк и одновременно огромная универсальная театральная
декорация.Прежние городские власти идею "Театрограда"
и превнесения Кузнецк европейской кулутуры называли бредом. Новый
мер оценил это по другому трудно, но надо стремиться. Я надеюсь
на поддержку губернатора. Ведь "Театорград" - это не только
культура , это еще и имидж области, и инвестиции.
За многие годы нашего знакомства, глядя на то, как, держась за сердце,
пробивает он очередной свой проект, раз сто, наверное, спрашивал
его: А вам-то лично зачем это нужно? Не выдержал и сейчас.
- Одни люди коллекционируют марки, другие - деньги, третьи - любовниц.
Я коллекционирую победы. Когда говорят "невозможно", а
я все-таки делаю. Ты что, не веришь в "Театроград"?
Мне осталось лишь развести руками и сказать что если он объявил
через неделю спектакль на Луне, то я сей же час пойду билеты.
...Его любимый Подколесин, сбегая от; прыгает в окно, чтобы сохранить
себя как цельную, самостоятельную личность. Этим Калашникову и дорог.
Его уход из "БУМа", как и многие предыдущие проекты, кажется
мне таким же прыжком. Он бежит от привыкания, от возможности стать
как все, бежит к невозможному. Он прыгает в окно и в этом видит
единственный путь сохранения себя как человека. Он уходит. Уходит,
чтобы остаться Личностью.
Игорь КРАМСКОЙ.
Комсомольская правда 10-17 ноября 2005г.( www.penza.kp.ru )
|
|
|